Предприниматель должен всегда иметь в виду, что в процессе проверки реально могут допускаться ошибки, как с его стороны, так и со стороны проверяющего. Помните, что и сам проверяющий не может учесть, а зачастую, просто не имеет представления обо всех нюансах своего поведения при проверке. Его ошибки можно использовать для дальнейшего обжалования результатов проверки в судебном порядке.
Прежде всего, ознакомьтесь с удостоверением личности проверяющего и узнайте его координаты (адрес, телефон, номер кабинета). Не стесняйтесь записать все данные в книгу проверок, это вам впоследствии очень поможет. Проверяющие часто составляют протоколы и иные бумаги в одном экземпляре, а по их координатам вы сможете потребовать получение копии протокола. Одновременно с удостоверением личности проверяющий обязан предоставить распоряжение (приказ) на проведение проверки.
Убедитесь, что проверку проводит именно то должностное лицо, которое указано в распоряжении (приказе). Получите копию данного распоряжения. В распоряжении должно быть также указано:
- его номер и дата;
- наименование юридического лица (ФИО индивидуального предпринимателя), в отношении которого проводится проверка, адрес торговой точки;
- основание проводимого мероприятия по контролю;
- дата начала проверки;
- подпись руководителя и подлинная печать контролирующего органа.
Проверяющие могут быть настроены не всегда позитивно по отношению к вам, поэтому не усугубляйте обстановку и пытайтесь отнестись к ним уважительно и доброжелательно. Своим резким поведением вы можете спровоцировать активную негативную реакцию по отношению к вам.
Желательно создать нормальное рабочее место для проверяющего, поскольку он выполняет свои должностные обязанности и находится на работе по распоряжению своего начальника.
Никогда не отказывайтесь от подписания документов. Подписание или не подписание документов не имеет значения для правовой оценки результатов проверки, но раздражает проверяющих.
Во время проведения проверки составляются следующие документы:
- акт (2 экземпляра);
- протокол (2 экземпляра);
- предписание (2 экземпляра);
- акт отбора проб (если отбирались пробы для проверки качества продукции);
- запись в журнале учета проверок.
В случае, если вы по каким либо причинам не согласны с составленным проверяющими документом, при подписании сделайте пометку «не согласен» или подпишитесь только в его получении. Не конкретизируйте свое несогласие, впоследствии вашу позицию по этому вопросу можно скорректировать с юристом, который в этих вопросах более компетентен. Проверяющему же можно объяснить, что из-за волнения вы не можете четко сформулировать свое несогласие и дадите объяснения по этому поводу позже при написании возражений по акту проверки.
Необходимо знать, что проверяющий орган не вправе осуществлять проверку в случае отсутствия проверяемых должностных лиц или индивидуальных предпринимателей, либо их представителей. Изымать оригиналы документов, не имеющие признаков подделки, проверяющий также не имеет права.
В соответствии со ст. 87 НК РФ налоговые органы в рамках проверки вправе требовать от налогоплательщика документы лишь за три календарных года, непосредственно предшествующие проведению проверки.
Всегда помните о законно закрепленных принципах действия сторон при проверке. Если для вас действует правило «
разрешено все, что не запрещено», то для проверяющего наоборот - «на все необходимо специальное разрешение». Этим вы можете пользоваться, если проверяющие собираются совершить определенные действия, в законности которых вы сомневаетесь.
Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя или должностного лица. Предпринимателю или должностному лицу, согласно Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП), должны быть разъяснены его права и копия протокола в обязательном порядке должна быть вручена предпринимателю под роспись.
Кроме того, при рассмотрении спора о наложении штрафа в суде действует норма статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса: обязанность доказать обстоятельства, на основании которых налагается штраф, лежит на органе, принявшем соответствующий документ. Вы можете в суде и не утруждать себя, доказывая свою невиновность, наоборот, государственный орган должен доказать обоснованность применения к вам ответственности. При осуществлении правосудия "...не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона..." (пункт 2 статьи 50 Конституции Российской Федерации). Таким образом, при рассмотрении дела в суде недостатки того или иного плана в протоколах, актах и иных документах, составленных с нарушением закона, приводят к недействительности указанных документов. Протокол же об административном правонарушении зачастую либо не составляется вовсе, либо содержит неустранимые нарушения законодательства, приводящие к его недействительности. Например, в том случае, когда органы милиции при осуществлении проверок павильонов на различные проверки приглашают одних и тех же лиц, причем на пример в одном случае проверка проводилась бы в декабре, а в другом - в феврале. То, что понятые были одни и те же, позволяет сомневаться в их незаинтересованности, а это противоречит требованиям закона. Протокол об административном правонарушении или иной документ проверяющих, составленный при участии таких понятых, большой юридической силы в суде иметь не будет.
Статья 234 Кодекса об административных правонарушениях устанавливает, что об административном правонарушении уполномоченным лицом составляется протокол. Это значит, что если протокола об административном правонарушении нет, нет и правонарушения, следовательно, различные акты изъятия товара и документов никакой юридической силы не имеют. То же самое означает и составление протокола неуполномоченным лицом.
Следует также иметь в виду, что протокол об административном правонарушении должен быть составлен в присутствии предпринимателя, ему, согласно ст. 247 КоАП, должны быть разъяснены права, копия протокола должна быть немедленно вручена предпринимателю (ст. 236.1 КоАП). В случае отсутствия правонарушителя, например, при наложении штрафа за отсутствие сертификатов, когда на месте проверки нет самого предпринимателя (лишь продавец), протокол об административном правонарушении составляется позже, при вызове предпринимателя в милицию или иной контролирующий орган.
При этом для проверяющих возникают сложности следующего порядка. Согласно статьи 38 КоАП "...административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения...". Таким образом, если со дня совершения (обнаружения) правонарушения прошло более двух месяцев, наложить административное взыскание на предпринимателя невозможно.
В соответствии со ст. 89 НК РФ по окончании выездной проверки инспектор составляет справку, в которой фиксирует предмет проверки и сроки ее проведения. Однако, на практике может оказаться, что организация может не знать об окончании проверки до момента получения акта по результатам проверки. Необходимо знать дату окончания проверки, поскольку после получения справки об окончания проверки организация вправе отказать представителям налоговых органов в предоставлении дополнительных документов, поскольку они могут быть истребованы только в процессе проведения проверки.
I. Основные положения процедуры проведении мероприятий по контролю:Основание для проведения мероприятия по контролю Мероприятия по контролю проводятся на основании распоряжений (приказов) органов государственного контроля (надзора). В распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю указываются: - номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю; - наименование органа государственного контроля (надзора); - фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю; - наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю; - цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю; - правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке; - дата начала и окончания мероприятия по контролю.Распоряжение (приказ) о проведении мероприятия по контролю либо его заверенная печатью копия предъявляется должностным лицом, осуществляющим мероприятие по контролю, руководителю или иному должностному лицу юридического лица либо индивидуальному предпринимателю одновременно со служебным удостоверением.Лицо, уполномоченное на проведение мероприятия по контролю Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролюПродолжительность мероприятия по контролюПродолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц. Примечание: В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.Частота проведения плановых проверокВ отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в три года.Причины проведения внеплановых проверокВнеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, подлежит деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя при выявлении в результате планового мероприятия по контролю нарушений обязательных требований.Внеплановые мероприятия по контролю проводятся органами государственного контроля (надзора) также в случаях: - получения информации от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, органов государственной власти о возникновении аварийных ситуаций, об изменениях или о нарушениях технологических процессов, а также о выходе из строя сооружений, оборудования, которые могут непосредственно причинить вред жизни, здоровью людей, окружающей среде и имуществу граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - возникновения угрозы здоровью и жизни граждан, загрязнения окружающей среды, повреждения имущества, в том числе в отношении однородных товаров (работ, услуг) других юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей; -
обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений.Примечание: Обращения, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), не могут служить основанием для проведения внепланового мероприятия по контролю.Журнал учета мероприятий по контролюЮридические лица и индивидуальные предприниматели ведут журнал учета мероприятий по контролю. В журнале учета мероприятий по контролю должностным лицом органа государственного контроля (надзора) производится запись о проведенном мероприятии по контролю, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля (надзора), дате, времени проведения мероприятия по контролю, о правовых основаниях, целях, задачах и предмете мероприятия по контролю, о выявленных нарушениях, о составленных протоколах, об административных правонарушениях и о выданных предписаниях, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность лица (лиц), осуществившего мероприятие по контролю, и его (их) подпись.Журнал учета мероприятий по контролю должен быть прошит, пронумерован и удостоверен печатью юридического лица или индивидуального предпринимателя.Примечание: При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проведенного мероприятия по контролю, делается соответствующая запись.II. Обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролюОграничения при проведении мероприятий контроля должностными лицами органов государственного контроля (надзора)Должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе: - проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица; - осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей; - требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки; - требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами; -
распространять информацию, составляющую, охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.Обязанности должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю Должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны: - своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований; - соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - проводить мероприятия по контролю на основании и в строгом соответствии с распоряжениями органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятий по контролю в порядке, установленном статьей 8 настоящего Федерального закона; - посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю; - не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию; - знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю; - при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; - доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.III. Права и обязанности субъектов малого предпринимательства при проведении мероприятий по контролюПрава юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролюПри проведении мероприятий по контролю: - непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки; - получать информацию, предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами; - знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора); - обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Право на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора):Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, неправомерными, подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении мероприятий по контролюЮридические лица, их должностные лица, индивидуальные предприниматели, их работники и их представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению мероприятий по контролю и (или) не исполняющие в установленный срок предписания, постановления органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.IV. Порядок оформления результатов проверки.По результатам мероприятия по контролю проверяющим составляется акт проверки в установленной форме в двух экземплярах (налоговой инспекцией -- в четырех).
Если правонарушения не выявлены, необходимо потребовать составления т.н. "чистого" акта, так как проверяющий должен отчитаться о проведении проверки, чтобы избежать внеплановой повторной проверки.